Измысли себе смешную жизнь…

Говорят, что комедия — это трагедия, которая произошла с кем-то другим. Кино и театр очень любят этот немного ядовитый и полноводный источник ситуаций. Фарс, комедия положений – жанр жизни, который в мире людей распространен в невероятном масштабе. Смех – выход из лабиринта. Смех – символ силы. Мы смеемся в минуты радости, слабости, отчаяния, смеемся над другими (чаще). Над собой (реже).
Пензенский драматический театр имени Луначарского в очередной раз приехал в Израиль, в очередной раз собрал любителей зрелищ и поклонников Талии, которая была, как известно, музой комедии. Хохот и язвительные реплики, всякого рода путаницы и подмены, хлесткие насмешки – все ей по сердцу, этой молодой мудрой даме со смеющейся маской. Она точно знает, что наказание за грехи следует не всегда. И что мир – театр или стадион, на котором резвятся божественные режиссеры…

Пьеса Дональда Черчилля «Декоратор» — очень типичный пример фарса, комедийного экзерсиса на простом жизненном материале. Обида, измена,тайна, немного пошлости¸немного изящества, женское сердцуе, мужская находчивость. Две женщины, элегантные и желающие взять от жизни остроту и радоать… Ремонтник, который на самом деле неудачливый актер, но явно умник, да еще и очень хорошо понимающий женскую психологию…В итоге свершилась месть, все окончательно запуталось, зритель смеялся до колик. Можно долго дискутировать по поводу того, как такая плоская история снискала автору мировую славу, как обошла все сцены, как не споткнулась о хороший вкус и высокие критерии. Видимо, дело в том, что английский актер Дональд Черчилль очень хорошо знал, чего хочет публика. А она хочет разного. И Шекспира¸и «клубнички». Без одобрения зала никакие высокие мысли не пройдут, никакие новации не окажутся жизнеспособными.

Спектакль «Декоратор» пензенцы играют от души, азартно, на полной отдаче. Зал действует и взаимодействует. Помогает. Хихикает, когда видит на сцене нечто похожее на свои проблемы. Зал эмоционален и подвижен. Аплодирует, отмечает возгласами удачную реплику, или гэг, или музыкальную вставку. Некая праздничная концертность, актерская радость комикования, лучистая энергия театрального действа властно увлекает зрителя. Это театр про нелепый, казусный в свой основе житейский случай, эта пьеса Дональда Черчилля написана про запутанную интригу адюльтера. Про бескомпромиссность адюльтера, если так можно сказать. Про то, как сложно, запутавшись в выдумках, в вечных поисках алиби, легковесных отговорках сохранить неприкасаемыми дом и покой, семью и благополучие. Про игру в жизнь. Хотя – что такое жизнь, как не игра? Муза Талия именно так предлагает ее воспринимать. Режиссер и сценограф спектакля, заслуженный артист России, худрук Пензенского драматического Сергей Казаков смог так перекроить- переродить фарс англичанина, что она стала российским актерам почти родной. И – близкой всем зрителям, в любой стране. И израильтянам, говорящим по-русски, тоже. Песенка кота Леопольда, цитаты из песни, которую знает несколько поколений русскоговорящих человеков, восточная колоритная мелодия «Я встретил девушку,полумесяцем бровь»…Все это входит в ткань почти фантастической истории – и делает ее, как ни странно, правдоподобнее. Ближе. Играют заслуженная артистка Россмии Альбина Смелова, Альберт Альберт Ибраев и Юлия Кузьмина ярко, на стыке свободно, созвучно новой режиссерской выкройке, почти как сотканный из собственных импровизаций капустник. Проваливаются в ломаный стул, примеряют костюмы, виртуозно работают с предметами. Израильские залы смеялись, одобряли, забывали про беды, заботы, хмурую гримасу озабоченности. Не скупились на возгласы «Браво!». Так и хотелось сказать: улыбайтесь, господа, так нам всем будет уютнее. И про театр не забывайте. Иногда это так полезно – прожить часок-другой в фантазийном и юморисчтическом мире. Спасибо, развлекатели из Пензы, вам есть, что сказать и показать, вы нас убедили.

Рут Бискит

Дата: 22 июль

Поделиться в соц. сетях
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •