Алмазы Грузии

К нам едет коллектив, представляющий одно из самых гипнотических чудес грузинского искусства. Коллектив танцующий и поющий. Ансамбль «Эрисиони».

Его внесли в книгу Рекордов Гиннеса, о нем пишут волшебными словами-лучами. Американское космическое агентсво выбрало для своих космонавтов запись песни в исполнении именно этого коллектива, то есть – в холодных просторах бескрайней Вселенной звучали земные горячие голоса певцов «Эрисиони» ( что в переводе с грузинского значит «возвышенный»). «Возвышенно» нес космический корабль уникальное пение планеты Земля… Французы считают, что хотя бы раз в жизни надо своими глазами увидеть эталонный, завораживающий танец «Эрисиони». Услышать это пение. Сдержанно, грациозно, словно зачарованные прекрасные принцессы, плывут в танце девушки. Мужчины окружают, охраняют, в танце-шествии не сводят с них глаз. Будто вся правда, вся краса земли заключена в этих дивных, неповторимых, ослепительных девах…А потом летят над сценой ( читай – над миром!), гордые, мужественные, бесстрашные…А если дева вошла в круг дерущихся, не умеющих примириться воинов и бросила платок – значит, война окончена…

Авторское отступление
…Этой осенью я первый раз в жизни поехала в Грузию. Всегда мечтала, а поехала впервые. Что-то влекло меня на эту поющую землю, мудрую землю Шота Руставели, Вахтанга Чабукиани, Нодара Думбадзе, Софико Чиаурели…нет, больше не буду перечислять –уж очень много, без счета гениев¸ мастеров¸ созидателей. Богата Грузия талантами. Русский поэт Лермонтов придумал свою Тамару. Роковую грузинскую царицу. Такую, какой не было в истории. То есть были ( есть!) и Терек, и теснина Дарьяла, и небо, грозовое и синее. А той царицы, что в музыкальных рифмованных строчках поэта была причиной гибели «воина, купца, пастуха», не было. И не уносили волны Терека на рассвете бездыханные тела. Но в душах эмоциональных людей она реальнее и живее, чем другая, строго и отрешенно взирающая с фресок в старинном храме…

Писать о Грузии легко и трудно. Эта страна – как царица Тамара. И легенда, и полет воображения, и истина. И разрушенные, искрошенные временем своды. И — расслабленная, статичная поза сидящего в тени на стульчике грузинского мужчины. Он дышит, думает, созерцает. И не двигается. А рядом, никуда не торопясь, идет жизнь. Мимо и вне.

Тбилиси – непарадный, непоказушный город. Вода в Куре – как вязкий соус, медленная и мутная. Хрустальной короной над ней вздымается урбанистический, немного инородный, но притягательный, эффектный прозрачный мост. Ночами он дробится-слепит горячим золотом сияющих перил. Скульптурное дерево, установленное на празднике «Тбилисоба»- с птицами, ветками-руками- собирает вокруг себя множество людей. Оно скромно стоит среди торговцев сладкой ватой, воздушными шарами с лицами героев и дураков, моря разных мелочей на продажу, щелкающих затворов фотоаппаратов и позирующих туристов. Плывет очередь желающих взлететь на гору с помощью канатной дороги. Плывут над городом фуникулеры, похожие на огромных птиц (без крыльев, но с огромными высоколобыми головами). Со своей горы взирает на Тбилиси конный Горгосал. С другой, Сололаки – Мать-Грузия. Женщина с мечом и чашей для вина. Пляшут веселые и лишенные комплексов старинные люди ( «берикаоба»- язычекский танец), скульптор Автандил Монаселидзе запустил это живое кружение неподалеку от реки, в близи прославленного театра кукол Резо Габриадзе.

Разнокалиберные домики стекают с крутых откосов, они кажутся обреченными и грустными. Им недостает устойчивости. Но в этом их диковатая, опасная прелесть. Огни ночного Тбилиси – как тонкая светящаяся вышивка на взбитой подушке.

Нас, израильтян, что-то очень глубоко роднит с грузинами. Древнейшие грузинские рукописи были обнаружены в Палестине, в Вифлееме, возможно, именно здесь грузинские монахи создали грузинскую письменность…Гений, ваятель мелодичных поэтических строк Шота Руставели вероятнее всего закончил жизнь в соборе Святого Креста в Иерусалиме…Да и вообще экспансивность и жар, музыкальность и открытость у нас схожи.

И есть еще много других родственных черт. Мы дружественны по отношению друг к другу. И интересуемся искусством дргу друга ( а это и есть, на мой взгляд, главное отличие непоказной, неформальной дружбы между странами и народами).
Но вернемся к визиту ансамбля «Эрисиони». На наших сценах возникнет непревзойденное шоу, многоцветный спектакль, в котором будто открывается сокровищница. И падают, летят, сверкают, манят драгоценности. Живое тепло, россыпь талантов, масштаб и благородство – это «Эрисиони»!

Всего три вечера.
Только три слепящих концерта.

9 октября – Беэр-Шева,
«Амфи-парк». Начало в 20-00

10 октября – Тель-Авив,
Центр сценических искусств. Начало в 20-00.

12 октября – Хайфа.
«Центр конгрессов». Начало в 20-00.

Инна Шейхатович,

Дата: 15 сентябрь

Поделиться в соц. сетях
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •