Биеннале с азербайджанским лицом

Венеция — сказочный город, который выглядит, как один необъятный музей и является раем для своих впечатлительных гостей — ценителей изящного. Этот уникальный город удивляет количеством и разнообразием того великолепия, которым он буквально пропитан. Здесь всё, начиная от морских волн, омывающих архитектурные шедевры и до изящных манер горожан, унаследовавших цивилизацию разных империй, красочно, живописно и оригинально.

Кажется, что здесь искусство, родившись одновременно с первыми поселенцами, сопровождает жителей Венеции на протяжении всей её истории. Этот город не спутать ни с одним местом в мире, даже если ты побывал во всех концах света. Ещё Наполеон назвал площадь Святого Марка главной гостиной Европы, и с тех пор Венеция никому не уступила пальму первенства в красоте и величии.

Именно здесь каждые два года, вот уже в 58-ой раз проходит выставка современного изобразительного искусства, в которой демонстрируют своё творчество художники со всего света. Примечательно, что павильоны с экспозицией расположены в самых разных частях города – в старых замках, в современных строениях, в центре и даже на отдалённых островках. Раз в два года работы художников из самых разных стран поселяются и какое-то время «живут» тут, то ли как туристы, то ли как временные наёмные служители, призванные заглянувшим к ним прихожанам рассказать о тех странах, из которых они прибыли, о тех людях, которые их создали, о тех новых идеях или мыслях, которые заложили в них те, кто их привёл на эту землю.

Если вам посчастливится побывать в Венеции до ноября, обязательно посетите хотя бы некоторые из экспозиций – не важно каких стран, поскольку каждая из них расскажет вам о чём-то о своём и все они, как люди, имеют свой неповторимый характер, но при этом есть нечто, что неизменно приводит к мысли о том, как много общего есть в людях независимо от места рождения и проживания, и, что каждому из нас в этом сложном мире нужен ЧЕЛОВЕК и теплота его сердца и нам посчастливилось жить в интересные времена. Это, кстати, и является девизом выставки и является как-бы общей линией, соединяющей темы экспозиций биеннале-2019, независимо от того какие художники и из какой страны их представили.

Особо хочется отметить экспозицию Азербайджана, который участвует в этом грандиозном проекте уже в восьмой раз. В этом году художники представили работы под общим названием «Виртуальная реальность». Ничто в настоящее время не может быть для нас более понятным, чем тема виртуальной реальности. Однако, в этой обширной и довольно развитой в настоящее время теме есть область, которая наиболее актуальна и болезненна для Азербайджана, и это наболевший вопрос о так называемых издержках виртуальной реальности, а именно, той её части, которая касается «ложной» или, как её ещё называют «фейковой» информации, которая имеет обыкновение распространяться и оседать в массовом сознании быстрее, чем правда.

Попадая в залы павильона, вы ощущаете свою абсолютную причастность к тому, что там «происходит» — именно происходит. Вы находите себя в театре, в котором нет актёров и нет игры, а есть люди, неживые люди, механизмы, сплошь в проводах, без лиц, без глаз, без характера, устремлённых в себя, но, странное дело, — общающихся! И вы это видите – они общаются посредством проводов… вы понимаете, что это современное искусство, которое отображает существующую реальность, пусть неприятную, удручающую, но реальность. Зритель в этих образах узнаёт себя и своих близких, которые благодаря современным реалиям постепенно перестают быть таковыми, поскольку всё больше довольствуются общением с помощью технических средств. Такими нас видят Ульвия и Кенан Алиевы.

Другой экспонат этих же авторов, наоборот, свидетельствует о хрупкости нашего мира. Земной шар, где люди стали так близки друг к другу, опять же из-за высокоразвитых технологий, стал очень уязвим, и может «дать крен» из-за малейшего движения, которое может привести к коллапсу.

Ещё одна великолепная работа, достойная пристального внимания, это изображение многократно помноженной модели человека, которая в совокупности создаёт массу людей, лишённых индивидуальности. Эта работа тоже не внушает оптимизма, однако есть одно мудрое изречение о том, что проблему можно решить, если её вовремя диагностировать. Так, может быть наши художники, в данном случае, как мудрые лекари, помогают нам увидеть проблемы и заставить задуматься о том, что в «организме» социума есть проблемы и от них пока ещё можно избавиться, просто посмотрев на себя со стороны — глазами Зарнишан Юсиф.

С огромным количеством самых различных орнаментов зрителей знакомит Орхан Маммадов, художник, который для создания своей необычной экспозиции обработал почти 15 000 орнаментов. Глядя на эту работу, ты невольно понимаешь, что мир, всё-таки, состоит из сложнейших сплетений и чувств, и явлений, которые, если их выстроить определённым образом, могут быть свидетельством того, как же всё-таки прекрасен этот мир.

Колоссальное впечатление производит аудиовизуальное полотно «Муракка» Орхана Маммадова, составленное из множества произведений восточной миниатюрной живописи и снабжённое художественными мультимедийными добавлениями, которые соединяют сюжеты средневековых сцен с современными явлениями. От этого полотна вам не захочется удаляться, поскольку здесь представлен целый мир во всём его многообразии, и главное, что вы увидите тут связь между жизнью человека во все времена – где есть место и любви, и войнам, и горестям, и счастью.

Известный художник Зейгам Азизов представил свою интересную работу под названием «Заголовки», которая напоминает нам о том, как СМИ, и в особенности заголовки, формируют не только наше представление о происходящем, но и влияют на нашу жизнь.

Хотелось бы закончить одной известной истиной о том, что художник во все времена нуждался в помощи, чтобы творить и не думать обо всём том, что удаляет его от искусства. У художников Азербайджана такая поддержка есть в лице Фонда Гейдара Алиева, благодаря которому искусство и культура Азербайджана в настоящее время поднялось на новый уровень и может быть представлено на международных площадках и напоминает спящую красавицу, которая нуждалась в том единственном поцелуе, который вернул её к жизни.

Директор Азербайджанского культурного центра «АзИз»
Егяна Сальман

Дата: 25 июнь

Поделиться в соц. сетях
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •