Горские евреи Азербайджана

На он-лайн конференции, организованной Азербайджанским культурным центром «АзИз», исследователь Фуад Ахундов затронул очень важный и ёмкий пласт местной этнокультуры – историю кавказских, или, как их ещё называют, горских евреев.

Конечно, раскрыть эту обширную тему в одной лекции не представляется возможным, однако докладчик постарался коснуться многих важных аспектов истории и культуры кавказских иудеев.

Не претендуя на истину в последней инстанции, Фуад Ахундов упомянул три распространённые версии происхождения кавказских евреев от десяти утерянных израилевых колен до Хазарского каганата и, наконец, переселения евреев в Персию в VI веке до нашей эры после падения Вавилона и их последующего перемещения на Кавказ.

Докладчик также затронул вопрос языка горских евреев. Фуад Ахундов подчеркнул уникальность Кавказкого региона, связанную с тем, что именно здесь произошло соприкосновение двух великих культур: тюркской и иудейской. Многовековые связи иудеев с коренным населением Азербайджана, Грузии, Северного Кавказа и Средней Азии, по мнению выступающего, также представляют большой интерес и требуют глубокого изучения.

Наиболее подробно Фуад Ахундов остановился на теме горских евреев Азербайджана, сделав специальный акцент на древнейшем еврейском поселении близ города Губа на севере Азербайджана – Красная Слобода. Уникальность этого поселения состоит в том, что это единственное место за пределами Израиля с исключительно еврейским населением, отсюда его своеобразное название – «Кавказский Иерусалим». В этой связи Ф.Ахундов высказал мнение о целесообразности вернуть поселению его первоначальное название до 1926 года – «Еврейская Слобода». По мнению автора, «эпитеты красных расцветок» отдают совково-коммунистическим душком и не соответствуют ни национальной традиции иудеев, ни реалиям сегодняшнего независимого Азербайджана.

Были упомянуты имена первых исследователей истории кавказского еврейства: Иуда Чёрный, Всеволод Миллер, Илья Анисимов. Имя крупного азербайджанского государственного деятеля времён Второй Мировой войны, автора «Словаря Горско-еврейского – Русского языка» и книги «Большая судьба маленького народа» Якова Михайловича Агарунова также было с почтением упомянуто.

Докладчик не обошёл вниманеим известных горских евреев, внёсших достойный вклад в историю и культуру современного Азербайджана. С чувством глубокого почтения было упомянуто имя Национального Героя Азербайджана Альберта Агарунова, павшего смертью храбрых в войне за освобождение Нагорного Карабаха. Воздвигнутый в прошлом году к 50-летию А.Агарунова впечатляющий монумент в Баку является наглядным подтверждением того, как чтут память об этом человеке в Азербайджане.

В заключении Фуад Ахундов прочитал великолепные стихи «Верните нас в Баку» талантливого бакинца, ныне проживающего в США, — Ноберта Евдаева. Следует заметить, что по сложившейся традиции перед началом он-лайн конференции прозвучало «Посвящение Низами» Юрия Кузнецова в прочтении израильской школьницы Эвы Шайкис. Таким образом, как и предыдущие выступления Фуада Ахундова, его лекция, посвящённая горским евреям, началась и закончилась поэзией.

Дата: 19 сентябрь

Поделиться в соц. сетях
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •