Испанские небеса, или И все-таки Надежда

…Кому, на самом деле, нужен балет? В эти сложные дни пандемии все мы тревожимся за родных-дорогих, а кто –то остался без бизнеса, без любимой профессии, возможности видеть детей, любимых, будто и не до балета нынче…Бежишь по жаркому городу, проклятая маска давит на уши, на твою жизнь – а тут батманы-фуэте. Музей красоты, сказка о том, что сад не боится ветра, а день не боится ночи. Злое время –и не надо объяснять, что оно, дескать, имеет свой скрытый смысл. Но память возвращает к доброму, листает самые прекрасные мгновения жизни, и там сцены из великих балетов тоже есть, они ласкают душу, как синие волны ласкают раскаленный песок. И затихает нервный, напряженный день, и отступает тоска и безнадежность, и любимый зал Центра Сюзан Далаль распахивает двери. Как у меня могла возникнуть такая мысль – что балет не нужен? Усталость, безнадежность, потому в голову приходят такие мысли. Балет – жив. И в этом нет сомнений. Как партизаны¸ как посланники иной цивилизации, мы – немногочисленные зрители, ведь все нынче сложно, и билеты не продавались, так как нельзя собираться вместе большому числу людей, и этот спектакль пока будет жить в экранном мире-зазеркалье – входим в гости к балету. Под сень искусства полетов и вращений, бестелесной грации и многозначности языка тела. Худрук «Иерусалимского балета» (Jerusalem Ballet) Надя Тимофеева поставила новый спектакль – праздник. По мотивам пьесы классика испанского барокко, великолепного Лопе де Веги «Хитроумная влюбленная». «Discreta enamorada». Балет получил название «Аmоr». «Любовь», то есть. Восемь молодых и красивых людей вышли к почти пустому залу¸ к кинокамерам, чтобы свободно, изящно и восторженно сыграть–прожить запутанную, остроумную и совершенно с нами никак тематически не связанную танцевальную комедию.

Лопе де Вега – космическая величина. Классик, служитель муз. Он написал около 2000 пьес. Будто вся до капельки его жизнь была только перо и чернильница. Почти нереально. Непостижимо. «Я уезжаю в дальний край, а сердце с вами остается». «И женщинам известно, и мужчинам¸ что клин из сердца выбивают клином». Можно рассыпать- разобрать его пьесы на цитаты и афоризмы. Музыкальность и энергия стихов, все эти кинтильи и редондильи (нет, это не то же, что мантилья, это стихотворные формы) чаруют и завораживают. Запутавшись в сетях невообразимо сложных сюжетных перипетий, мы запоминаем остроты, нарядные образы, эту прелестную, ушедшую элегантность мира под сенью плаща и шпаги. Надо сказать, что по отношению к простому народу драматург Лопе де Вега часто был жестоким, сословная мораль регламентировала, отличала его отношение к героям: например, в пьесе «Звезда Севильи» господин без малейших сомнений вешает служанку за допущенный ею не столь уж и страшный проступок…

«Хитроумная влюбленная» — это старый сюжет, драматург взял его из «Декамерона», то есть из книги, которая родилась в страшное время чумы. Наша эпидемия – что-то очень похожее на те чумные дни. Правда, творить и развлекать всерьез, полномасштабно сегодня мало кому удается, и Надя Тимофеева, сильная, очень одаренная, деятельная, преданная своему искусству всем сердцем – счастливая и отважная единомышленница тех древних сочинителей «Декамерона».

Она рассказала мне, что давно хотела сделать что- то веселое. «После предыдущего трагичного спектакля, я хотела уйти в мир веселья…В совершенно иную плоскость. Начала искать материал. Призвала на помощь, пригласила вместе думать очень хорошего друга семьи¸ маминого друга

маминого друга, российского писателя Михаила Садовского. Мне хотелось, чтобы в новой работе непременно были такие элементы, как переодевание мужчины в женщину – и поединок на рапирах». Текст длинной пьесы «Хитроумная влюбленная» стал поводом, основой для совершенно прелестного спектакля- сюрприза. Хореограф словно разлила игристое вино в тонкие, поющие нежным голосом бокалы. Сценограф и художник по костюмам Инна Полонская создала мир, в котором только намеком, штрихом, движущимися арками показан Мадрид. Эпоха, представленная как костюмированный бал, маскарад, в котором смело, с юным обаянием, совершенно хулиганским образом соединены элементы испанских нарядов «Золотого века» — и авторитарная современность, ее ее раскованность, милая небрежная обнаженка, ставка на практичность и удобство. Улыбка, смех, любовный пылкий диалог, нешуточные страсти, кокетство, интрига — все это эмоциональный звукоряд спектакля. Работа со светом (Антон Макаренко и RibenzaM Light and Sound), все эти нарядные переливы красок хороши и интригующи. Кто хоть немного понимает в ситуации, знает, чего стоят все эти составляющие, вся эта красота – но смотрится «Любовь» роскошно, шарм и богатая отделка чувствуются во всем.

О чем же история, которую нам пересказали, интерпретировали артисты Нади Тимофеевой? Фениса (Сара Лемперт, которая в этой новой работе так грациозна, так хороша, что хочется на нее смотреть бесконечно) влюблена. Так бывает, и вовсе не обязательно эти иллюзии, легкие сны и волшебные чувства становятся поводом для потрясений и драм. Собственно, об этом пьеса. О том, что интрига, умение просчитать разные стороны противника (ничего, что именно он – объект твоей любви!), почувствовать его слабости и предубеждения наполняют жизненный сюжет разнообразием, остротой, нарядностью. «Жизнь слишком серьезная штука, чтобы воспринимать ее слишком серьезно», -так сказал гений парадоксов Оскар Уайльд. Скажите, что он был неправ…Итак, она влюблена, он любит другую (пока, временно, это же не навеки…), а к ней, к Фенисе, сватается сосед, немолодой, прошедший фламандскую военную страду. Хотите посмеяться? Он еще и отец Лусиндо, юноши, в которого влюблена Фениса, и который влюблен (временно…) в Херарду (прелестная, женственная, техничная Анаэль Затейкин), которая…в общем, фабула многоцветна, все летит, и движется, и струнами мостов Сантьяго Калатравы натягиваются, изгибаются арки Мадрида, и Золотой век испанской литературы шлет привет, и роняется платок, и слуга Эрнандо (прекрасная актерская работа Петера Стара!) предстает в женском наряде. Тут уже мелькают все наши балетные, театральные и кинематографические ассоциации, зал смеется, залу весело — а комического эффекта так трудно в балете достичь, почти невозможно, а иерусалимским танцовщикам это под силу. Красивые лирические адажио, лаконичные и выразительные, парадные, нарядные коллективные номера, острые, врезающиеся в память соло, соединение старого классического драмбалета и самых изощренных, головокружительных элементов модерна, свежесть, оригинальность поддержек, пируэтов, прыжков украшают и радикализируют язык спектакля. И Белиса, мама Фенисы (Дана Лемперт, ультимативная, и смешная, и серьезная) все же идет под венец с Бернардо (он – отец Лусиндо, в которого влюблена Фениса). В результате разных шутливых и серьезных, драматичных и наивных трансформаций он случайно женится, просто по ошибке, его обвели вокруг пальца, такая вот история. А, скажите мне, разве в любой жизни, в любой судьбе такие вещи не случаются?

Партию благородного и элегантного Бернардо исполняет Александр Шевцов. И делает это благородно и элегантно. Лусиндо – Игорь Меньшиков, он легкий, летучий, очарованный, наивный. Дористео – Юваль Коэн, у него многоцветная палитра, юмор и серьезность выверены, взвешены.

Мири Лапидус в партии служанки – кукольно-трогательная, нежная, хитроватая…И все вместе, каждый участник творит радостно, от души, увлеченно.

…У Фенисы и Лусиндо тоже все сложилось счастливо, как в сказке, как, подчас, бывает даже в жизни. Музыку балета Надя Тимофеева сложила, как мозаику, как чудесный орнамент, из сочинений Отторино Респиги, Артура Сеймура Салливана, Шарля Лекока, Морица Мошковски. Все получилось цельно, в меру бравурно, в меру всерьез.

Балет «Амор», или «Любовь», родился. Ожил, как драгоценный цветок. Значит, все хорошо. Любовь сильнее вируса, глупости, косности, дороже золота и титулов. Любишь балет – люби, этому правилу всю жизнь свято и безраздельно следует прекрасный хореограф и педагог Надя Тимофеева. Спасибо, что она у нас такая есть!

Инна Шейхатович
Фото Леонида Хромченко

Дата: 24 сентябрь

Поделиться в соц. сетях
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •