Из истории АЗИЗ. Я помню всех….


Я помню всех, кто руку протянул
И помню тех, кто мне подножку ставил
Одни сверкают словно звезды в небесах
Другие же как серый грязный камень






Сегодня, через 10 лет после создания международной ассоциации Израиль-Азербайджан (АЗИЗ) многое уже стерлось из памяти о тех днях, полных тревог и надежд и к сожалению интриг различных тремпистов. Время расставило все по своим местам, отсеяв всю шелуху и интересантов.

Все те, кто действительно переживал за организацию, все те кто не на словах а на деле переживал за нашу общину, все те кто действительно хотел помочь в налаживание дружеских отношений между нашими странами, все еще с нами. Хотя многих уже нет в живых, но они живут в нашей памяти.

Да и сама организация АЗИЗ потерпела ряд организационных и идеологических изменений. Создаваясь как Ассоциации выходцев из Азербайджана, она исходя из возможностей и желания ее членов, расширила свой круг интересов, задач и целей. И сегодня АЗИЗ надежный мост дружбы между нашими странами, защитник интересов Израиля в мусульманском мире, страж толерантности и на пути армянской агрессии и шовинизма по отношению в Азербайджану.

Нам бы очень хотелось сохранить память о всех тек кто стоял у истоков нашей организации, кто внес свою лепту в общее дело, на благо наших стран и нашей общины.

Сегодня мы публикуем статью профессора МИХАИЛА АГАРУНОВ «Есть такая нация – бакинцы», опубликовано в газете «Новый рубеж» (США), № 45, февраль 2007 г., стр. 27; в газете «Зеркало» № 2, 10 января 2007 г.

Статья написана в связи с подготовка к Учредительному съезду израильской ассоциации выходцев из Азербайджана.

Подготовка к Учредительному съезду израильской ассоциации выходцев из Азербайджана
идет полным ходом
МИХАИЛ АГАРУНОВ, профессор


(Израиль)

Как известно, во второй половине апреля наступившего года в Израиле состоится Учредительный съезд ассоциации выходцев из Азербайджана

. Такое решение приняло учредительное собрание будущей ассоциации. Ее целью является создание мощной структуры, объединяющей всех репатриантов из Азербайджана для оказания взаимопомощи, а также для развития деловых, культурных и гуманитарных контактов между Азербайджаном и Израилем.

Идея создания такого объединения давно уже витала в воздухе. Еще на заре образования в Азербайджане Государственного комитета по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом, один из руководителей еврейской общины Азербайджана Матвей Сафаилович Елизаров попросил автора этих строк (я в те годы еще проживал в Баку) поделиться с сотрудниками комитета своими сведениями о зарубежных горско-еврейских общинах.

Я тогда занимался генеалогией и демографией горских евреев Азербайджана. Помню, с каким энтузиазмом и интересом молодые люди — кураторы комитета по различным странам — записывали данные о наших именитых земляках, выехавших по тем или иным причинам на постоянное место жительства за рубеж. Уже тогда Матвей Елизаров высказывал мысль о том, что неплохо было бы им объединиться с целью сохранения вдали от родных мест своих национальных традиций, культуры и языка.

Тем более, что такие объединения уже появились в некоторых странах мира — США, Германии, Австрии, Канаде и, конечно же, в Израиле. Но это были горско-еврейские общины. Госкомитет же, по великолепному замыслу его создателя — дальновидного президента Азербайджана Гейдара Алиева, — провел более широкую работу: объединение всех выходцев из республики, независимо от национальной и религиозной принадлежности.

Как известно из информации, представленной председателем этого Госкомитета Назимом Ибрагимовым, сегодня в мире создано более 300 азербайджанских общин, союзов и объединений, причем в некоторых странах мира действует не одна, а несколько организаций азербайджанской диаспоры. Только за последние два года в зарубежных странах было создано более 80 азербайджанских общин. Не так давно был организован Конгресс азербайджанцев Европы, в который вошли более 50 азербайджанских общин из 27 европейских стран.
Однако в Израиле, где проживает большое число выходцев из Азербайджана, такого объединения до последних дней не существовало. Были, правда, отдельные попытки создания их в некоторых городах, но они всегда сталкивались с определенными трудностями, в первую очередь организационного плана. Реальная возможность появилась только тогда, когда в Кнессете Государства Израиль появился свой депутат, выходец из Баку, известный в прошлом на всю страну ведущий 9-го израильского телевизионного канала Иосиф Шагал. Он и создал инициативную группу, которая провела 1 декабря 2006 года в Тель-Авиве учредительное собрание.

Сообщение в русскоязычной израильской прессе и по радио «Река» о предстоящем создании в Израиле Ассоциации выходцев из Азербайджана с энтузиазмом было воспринято сотнями наших представителей. К автору этих строк обратились некоторые члены инициативной группы с просьбой взять на себя координацию работы по регистрации проживающих в Израиле выходцев из Азербайджана, желающих принять участие в работе Учредительного съезда. Мне хотелось бы поделиться тем, как интересно проходит этот процесс.
Номер телефона для регистрации был сообщен и в прессе, и по радио. Сразу же после этого посыпались телефонные звонки из всех городов Израиля. И это, несмотря на то, что почти в каждом крупном городе страны намечены свои региональные координаторы. Поразительно, но большинство людей обращаются со словами благодарности к тем, кто проявил эту инициативу, и с пожеланиями успехов в сохранении на земле Израиля того интернационального настроя, который был заложен на земле исхода — в родном Азербайджане.

Трудно передать на бумаге те взволнованные слова, которые произносились по телефону: «Спасибо за то, что стараетесь сохранить наш менталитет» (бывший житель Гянджи);
«Пусть дух интернационального Баку будет сопровождать нас и на этой земле» (бывший бакинец)»;
«Я очень взволнована тем, что смогу общаться с нашими земляками. Я — музыкант, и все, что для вас требуется, обещаю выполнять безвозмездно» (бывшая жительница Исмаиллы);
«Я инженер-строитель из города Огуз в Азербайджане, работаю на заправочной станции и потому знаю многих земляков, могу собрать для вас несколько сотен выходцев из Огуза»;
«У меня своя амута в Холоне, могу предоставить свой офис для встреч членов ассоциации»;
«Я, старейший преподаватель из Баку и проживающий в Израиле с 1978 года, приветствую нашу молодежь за эту инициативу»…

Звонят люди разных национальностей — здесь и грузинские, горские и ашкеназские евреи, русские, азербайджанцы, лезгины, талыши. Такая огромная палитра наций и религий. Но их всех объединяет одно: беспредельная любовь к родному Азербайджану. «Да разве мы разделяли людей по национальностям?» — говорит совсем уже пожилой ныне педагог бакинской школы N1, — «Бакинец» — была такая нация!»
Эти слова, которые я впервые услышал от Чингиза Садыхова, великолепного нашего пианиста, во время проводов в Израиль известного бакинского журналиста Натана Барского, подхвачены многими нашими земляками. Удивительно также и то, что звонят приехавшие в Израиль из Москвы, Ленинграда, Украины, Одессы, чьи молодые годы прошли в Баку. Военврач, полковник медицинской службы, прослуживший долгие годы в военном госпитале Гянджи, а затем в Баку, желает принять участие в этой ассоциации, хотя и не является уроженцем Азербайджана. Из-за обилия звонков телефон практически постоянно занят, люди записываются на телефонный автоответчик: «Здравствуйте, я — Тамара, я — из Дербента, но вы же знаете, что в свое время половина жителей Дербента были азербайджанцы. Кроме того, моя сестра вышла замуж и проживает в Хачмазе. Можно меня считать вашей землячкой?»

Какими разнообразными по национальности фамилиями заполняются регистрационные листы: Коган, Хайкин, Зейналлы, Абдуллаева, Якубов, Абрамов, Ханукаев, Мехтиев, Блюмин, Агаларов, Рабилизаров, Аббасов, Палагашвили, Незлобин. Я и не предполагал, что весь тот калейдоскоп наций, народов и религий, характерный для Азербайджана, в своих небольших размерах, но с той же «калейдоскопичностью» наблюдается и здесь, за три тысячи километров от родных мест.

Люди делятся своими мыслями, своими планами. Кто-то говорит о совместном бизнесе с азербайджанскими коллегами, кто-то предлагает осуществлять более тесный культурный и научный обмен. Получилось так, что эта «горячая» телефонная линия стала не только линией регистрации, но и линией сбора идей для включения в устав и программу ассоциации.

Безусловно, большую роль в укреплении дружбы народов Азербайджана сыграла мудрая, удивительно взвешенная политика, проводимая в течение почти 35 лет в Азербайджане Гейдаром Алиевым и продолженная ныне его сыном Ильхамом Алиевым. О толерантности народов Азербайджана было известно издревле, говорят об этом и сегодня. Приведу для подтверждения всего несколько высказываний из разных источников:
а) Краткая Еврейская Энциклопедия (Иерусалим): «Первые достоверные сведения о еврейских поселениях в Азербайджане относятся к XII веку: религиозная терпимость ранних Эльханидов привлекла в Азербайджан многих евреев…»;
б) доктор Владимир Вейншал и его сын Яков Вейншал, близкие родственники Льва Ландау, работавшие в Баку и переехавшие в начале века в Палестину, отмечая в своих трудах высокую толерантность азербайджанского народа, так образно говорили о Баку в начале ХХ века: «Нам повезло: мы жили в Баку. Здесь был большой спектр народов и языков, и каждый имел свой флаг. И было естественно, что евреи, как и все, совершенно не считаясь с державностью русских, могли и должны были иметь также свой флаг»;
в) из обращения лидеров Евроазиатского еврейского конгресса (2003 год): «Тысячелетняя история евреев Северного Кавказа и Азербайджана являет собой впечатляющий пример продолжительного добрососедства с местными мусульманами»;
г) главный раввин России Берл Лазар во время открытия нового здания синагоги в Баку весной 2003 года отметил: «Открытие синагоги в столь напряженное время, когда все мы наблюдаем противостояние государств, народов и цивилизаций, указывает, что евреи Азербайджана уверены в своем будущем и в будущем своих потомков на многие столетия».

Ярчайший представитель народа, Гейдар Алиев сохранял в республике ее высокое дарование — веротерпимость и межэтническое согласие. И потому в Азербайджане проживают в течение веков в мире и согласии представители более 100 народов. Хочется привести один факт, который характеризует созданную Гейдаром Алиевым атмосферу веротерпимости и этнической солидарности в стране.

В своей последней поездке по странам СНГ Гейдар Алиев встречался с представителями азербайджанской диаспоры. Чувствовалось, но не хотелось в это верить, что он прощается со своим народом, давая напутствия. И когда на одной из таких встреч представитель азербайджанской диаспоры Санкт-Петербурга заявил, что «мы здесь ассимилировались, но соблюдаем свои обычаи», Гейдар Алиевич его остановил.

«Подожди, подожди», — сказал он и разъяснил, что такое ассимиляция. «Человек должен любить свой народ, свою нацию, свою Родину, свою землю, свой язык, национальные обычаи своего народа, моральные, духовные и религиозные ценности своего народа.

Ассимиляция — это когда вы постепенно перестаете быть представителем своей нации. Если человек живет в другой стране, он обязан жить по ее законам, знать язык этой страны, но ассимилироваться — это никому не делает чести».

[/i]

Это достояние народов Азербайджана – веротерпимость и межэтническое согласие мы и хотим сохранить там, где проживаем сегодня.
Пожелаем же успехов будущей Ассоциации выходцев из Азербайджана в осуществлении этих благородных своих замыслов.

[i]Стихи Зулайка Суюналиева





Дата: 29 апрель

Поделиться в соц. сетях
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •