ПАЛИТРЫ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ. Памяти И.И.Бродского (1884–1939)

Весною 2019 года в Бердянском художественном музее имени И.И.Бродского открылся совместный проект Объединения профессиональных художников Израиля и Бердянского художественного музея имени И.И.Бродского «Палитры Святой Земли», благодаря которому в фонды музея поступила коллекция произведений изобразительного искусства, созданная членами Объединения профессиональных художников Израиля (автор проекта – доктор филологических наук Галина Подольская, член «АзИз»).

Главный эмоциональный посыл проекта – дань памяти основателю музея – Исааку Израилевичу Бродскому (1884–1939) — крупнейшему художнику ХХ века и выдающемуся коллекционеру.

Выпускник Императорской Академии художеств, ученик И.Е.Репина, И.И.Бродский и в эпоху увлечения модернистскими течениями в искусстве остался верен принципам своего учителя. Профессор Всероссийской Академии художеств, став ее директором, он выступил последовательным продолжателем традиций И.Е.Репина как опорных в системе высшего профессионального художественного образования, что позволило сохранить высокую планку школы изобразительного искусства в Советской России.

На территории Государства Израиль находятся святыни мировых религий, устои которых во многом влияют на формирование культуры и духовных ценностей той или иной страны. Коллекция «Палитры Святой Земли» дает целостное представление об Израиле – стране, созидающей мир. В этой связи необходимо отметить, что в коллекцию отобраны произведения живописи и графики, созвучные особенностям культуры и религиозным предпочтениям Приазовского региона. Это 18 работ, выполненных на холсте маслом, одна – темперная живопись на картоне, два офорта, два графических рисунка, одна акварель. Всего 24 произведения изобразительного искусства.

Работы созданы нашими современниками — выходцами из СССР, стран постсоветского пространства, в том числе и Украины — художниками, ныне являющимися носителями культуры Израиля. В проекте приняли участие члены Объединения профессиональных художников Израиля — Виктор БРИНДАЧ, Татьяна БЕЛЯКОВА, Людмила БЕРЕНШТЕЙН, Борис ГЕЙМАН, Андриан ЖУДРО, Анна ЗАРНИЦКАЯ, Александра ИЛЬЯЕВА, Вячеслав ИЛЬЯЕВ (уроженец Баку), Иосиф КАПЕЛЯН, Борис КОТЛЯР, Аркадий ЛИВШИЦ, Анатолий МЕТЛА, Герман НЕПОМНЯЩИЙ, Аркадий ОСТРИЦКИЙ, Илья ХИНИЧ, Лилия ШОШАН, Григорий ФИРЕР. Работы Анатолия ФИНКЕЛЯ и Надежды ЩЕТИНИНОЙ подарены доктором Галиной ПОДОЛЬСКОЙ из ее коллекции.

17 апреля 2019 года в Бердянском художественном музее имени И.И.Бродского состоялось открытие выставки живописи и графики израильских художников. 6 мая 2019 года, в преддверии Дня Независимости Израиля, в музее проходила презентация издания «Палитры Святой Земли. Памяти И.И.Бродского» (автор – д-р Галина Подольская, серия «Израильское изобразительное искусство в музейных собраниях»). Каталог представляли приехавшие из Израиля Председатель Объединения профессиональных художников Израиля Анна Зарницкая и Главный редактор журнала «Русское литературное эхо» Ася Тепловодская, бывшие в составе израильской делегации «Дни Израиля в Мелитопольщине» вместе с «АзИз» (1-10 мая 2019 г.)
УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИК

В первое десятилетие XX века юный еврей из Таврической губернии, сын купца второй гильдии города Ногайска (ныне Бердянска), к тому времени выпускник Одесского художественного училища, учившийся у К.К.Костанди, Г.А.Ладыженского, Л.Д.Иорини, наконец, осуществил свою мечту – он стал студентом Российской Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Молодой человек поступил в мастерскую к самому Илье Ефимовичу Репину, со временем оказался в кругу его любимых учеников, по окончании Академии выпускник получил стажировку: с 1909 по 1911 гг. он ездил по Германии, Франции, Испании, Италии.

Все, наработанное им в жизни, И.И.Бродский считал заслугой своего учителя – Ильи Ефимовича Репина, от которого получил не только навыки художника, но и овеществленный дар – три этюда, с которых и началась уникальная коллекция Исаака Израилевича Бродского, считавшаяся в то время качественно второй после собрания Русского музея.
ИЗРАИЛЬ

Израиль – удивительная страна, на чьей палитре сохранились начала начал мировых религий – иудаизма, христианства, мусульманства, краски разных ментальностей, привнесенных сюда со всех концов вместе с паломничеством к святыням. Здесь живы истоки и новые грани культур бывавших и ныне живущих здесь народов.

Культурологически и как символ веры Святая Земля, вне всякого сомнения, принадлежит всему человечеству. Но, согласно политической карте мира, ныне Святая Земля является частью современного Государства Израиль, с 1948 года официально обозначенного на Ближнем Востоке, – государства, хранящего святыни трех авраамических религий.

Примечательно, что в сионистском движении, при создании Государства Израиль, развитии его науки и культуры после 1970 года особую роль сыграли евреи из России (в том числе СССР, СНГ) и позже стран постсоветского пространства, в частности, Украины. Сегодня русскоязычные евреи составляют более 20 % еврейского населения Израиля.

Израиль – страна социально-исторического детерминизма и контрастов природных заповедников. Солнечная Галилея не похожа на Эйлатские горы. Берег Мертвого моря никогда не спутаешь с берегом Средиземного моря. Лунный кратер Негева и возвышающийся, как потухший вулкан, Иродион различаешь сразу, как бы ни были обрублены их вершины. Главное другое – Земля Израиля – это земля, в чьих недрах и складках ландшафтов и по сей день живет память о событиях библейских времен – память человечества об истоках своих культур, в формировании которых значительную роль сыграли религиозные воззрения народов, устремлявшихся в край обетованный.

Но Святая Земля на то и Святая Земля! Независимо от летоисчисления – во веки веков она остается библейской и вечно юной, как обновляющаяся палитра красок живой природы.
НОВАЯ КЛАССИКА В РАЗГАР ЭПОХИ АВАНГАРДА

Во все времена во все страны мира из Святой Земли везли частицы мощей, растений, камней, чтобы увековечить память о событиях, происходивших на библейской земле, легших в основу представления об истории и бытии Святой Земли, а художники стремились запечатлеть ее на своих полотнах.

Но судьба распорядилось так, что Исаак Израилевич Бродский (1884–1939) никогда не бывал в наших палестинах. Даже заезжая на Капри к А.М.Горькому, маршрут Святой Земли остался разве что в планах художника на будущее. А потом – загудела жизнь, в которой было уже совсем не до палестин. Библейские темы и еврейский вопрос не трогали художника. Зачем? Есть вереница политических деятелей, которые все, как один, хотят иметь свой портрет, написанный И.И.Бродским. Выполнил государственный заказ – и пиши и делай то, что душа пожелает. Казалось бы, что за резон израильским художникам посвящать проект И.И.Бродскому? Не потому же, что тот – Израилевич? И тут выплывает ответ, после которого все, сказанное ранее, кажется словно незначительным, – это вклад И.И.Бродского в историю и организацию высшей школы художественного образования в России XX века, уровень которой позволил участникам этого проекта – художникам репатриантам, реализоваться профессионально в Израиле, ну, а потом – и в других уголках мира.

Ученик И.Е.Репина, И.И.Бродский был убежденным сторонником консервативного обучения в Академии художеств. Современник русского авангарда и многих модернистских течений в западноевропейском искусстве, он был уверен, что прежде, чем позволить себе вольность, тот же П.Пикассо (в мастерских которого И.И.Бродский немало бывал) виртуозно овладел навыками реалистической школы. На протяжении всей жизни пример И.Е.Репина оставался для художника единственным мерилом верности в построении учебного процесса. Человек поразительно деятельный, будучи директором Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, И.И.Бродский по сути восстановил разрушенную в Советской России систему художественного образования, вернув академии художеств былой статус, выступив с инициативой присвоить вузу имя Ильи Ефимовича Репина.

Это то, что было воспринято в системе профессионального образования художниками-репатриантами, получившими профессиональное образование в СССР и странах постсоветского пространства, для которых имя Ильи Ефимовича и по сей день свято.

Согласно завещанию И.И.Бродского, художника и коллекционера, в 1949 году в Ленинграде, в квартире художника, где он проживал последние 15 лет жизни, был открыт музей имени И.И.Бродского (площадь Михайловская, 3). Однако первым музеем, который в полном смысле можно назвать детищем И.И.Бродского, стал художественный музей на родине художника в Бердянске. В 1930 году И.И.Бродский передал в дар своему городу на Азовском море около 230 работ, созданных мастерами русской классики. До последних дней Исаак Израилевич поддерживал родной музей материально и собственными работами, которые ныне уже сами по себе представляют феномен бытия новой классики в разгар эпохи авангарда в искусстве.
ИСКУССТВО КАК ДЕЛО ЖИЗНИ

Представление о благотворительности как основном источнике формирования музейных собраний сродни участникам настоящего проекта. Израильские художники передали в дар Бердянскому художественному музею свои работы, посвятив эту коллекцию памяти Исаака Израилевича Бродского. У каждого из нас – свое время – не только рождаться и умирать, но и творить, и уметь разумно распорядиться судьбой своего произведения так, как это мог сделать Исаак Израилевич Бродский. И так в Израиле члены Объединения профессиональных художников Израиля стремятся сохранить воспринятые ими в стране исхода традиции И.Е.Репина.

Известно, что собрания музеев СССР при жизни И.И.Бродского в разное время пополнились произведениями русской классики и работами самого И.И.Бродского из его уникальной коллекции, считавшейся в то время по репрезентативности собрания второй после Русского музея. Отношение И.И.Бродского-мецената к комплектованию музейных собраний не может не вызывать уважения и сродни участникам проекта «Палитры Святой Земли». Речь идет не о первенстве, а о стремлении израильских художников к идеалам искусства, созидающего мир, в котором остается и их рукотворная лепта. Кроме того, и в этом случае связующим звеном неожиданно выступает И.Е.Репин. И всех объединяет отношение «к искусству как делу жизни».

В 1898 году во время паломнической поездки на Святую Землю художник подарил святому городу этюд «Несение креста», на котором запечатлел образ идущего на Голгофу Спасителя. Это единственная работа, которая была создана И.Е.Репиным в Иерусалиме. Ее и сегодня можно увидеть в сердце столицы Израиля – в Старом городе, в церкви Александра Невского, одна стена которой примыкает к Храму Гроба Господня. Она, как душа, материализовавшаяся в рукотворном этюде русского мастера, живет на Земле Израиля, объединяя культуры наших государств и давая силы художникам – выходцам из стран восточноевропейской диаспоры – сохранить свою душу и верность избранному ремеслу. Знать об исторической родине и проживать на ней – совсем не одно и то же в жизни реальной.

Вспоминая о своем учителе, И.И. Бродский признавался: «От И.Е.Репина я воспринял его отношение к искусству, любовь и серьезный подход к искусству как делу жизни». Это то, что объединяет и участников настоящего проекта и созвучно их отношению к искусству как делу жизни.

Проект «Палитры Святой Земли» Объединения профессиональных художников Израиля и Бердянского художественного музея имени И.И.Бродского посвящается памяти Исаака Израилевича. Выставка «Палитры Святой Земли» с переданными в дар музею произведениями израильских художников организована музеем в год 135-летия со Дня его рождения и 80-летия со Дня памяти Исаака Израилевича Бродского – крупнейшего художника и коллекционера своего времени, основателя Бердянского художественного музея, отмечающего свое 90-летие.

А еще – для выставки «Палитры Святой Земли» – кульминации совместного международного проекта Объединения профессиональных художников Израиля и Бердянского художественного музея имени И.И.Бродского – музеем выбраны дни, объединяющие человечество представлением об обновленном мире. Это дни Еврейского Песаха, когда выпекают традиционную мацу по рецепту иудеев. Это дни Православной Пасхи, когда Иерусалим полнится малиновым звоном, летящим со склонов Елеонской горы, празднично сияют православные маковки золотых куполов Церкви Святой Марии Магдалины. И только оливы Гефсимании знают тайну моления о чаше, в которой иудейское и христианское стали едиными составляющими бытия мира. И весь круг этих событий – от липовых аллей в усадьбе И.Е.Репина до олив на Масличной горе – в живописи Бориса Геймана, Анатолия Метлы, Григория Фирера объединяет эмоциональный поток света, к которому устремлена человеческая душа.

В эти дни Иерусалим принимает тысячи тысяч паломников. Каждый идет к своей святыне. Но все они собираются у Яффских ворот Старого города Иерусалима, как на картинах Лилии Шошан и Анатолия Метлы. И, наверное, это лучшее время для того, чтобы рассказать об Израиле и показать рукотворные «Палитры Святой Земли» тем, кому пока еще не посчастливилось побывать в дни пасхальных праздников в Иерусалиме.
ИОАНН–ЗАРЯ и ЦВЕТОВЫЕ ПАЛИТРЫ

Утверждения о пророках встречаются во многих религиозных культурах, включая иудаизм, христианство, ислам, зороастризм. В иудео-христианском богословии, где пророки – провозвестники воли Бога, Иоанн стал пророком – провозвестником сверхъестественной воли.

Иоанн Предтеча родился на рубеже ветхозаветной и новозаветной эпох. Им закончилась великая цепь пророческого служения Ветхому Завету. С ним началась цепь новозаветная эра. Христос говорит тем, кто ходил в пустыню к Иоанну Предтече и слушал его огненные слова: «Что смотреть ходили вы в пустыню? …пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка».

Иоанн Креститель – один из самых популярных библейских сюжетов в мировом искусстве, поскольку само рождение Иоанна предвещало появление в мир Спасителя. Иоанну выпала миссия Предтечи — обратить многих сынов Израиля к Всевышнему, став провозвестником Иисуса Христа.

Иоанн Предтеча – связующая нить – последний пророк Старого Завета и самый почитаемый из пророков Нового Завета. В иконографии его нередко изображали рядом с Богородицей. А еще – с крыльями, называя Ангелом звенящей от зноя пустыни, первыми собеседниками которого были похожие на сильфид ангелы, как на миниатюре Виктора Бриндача. Они приносили будущему пророку манну небесную. Иоанн-заря — образ более чем символический для художественного творчества.

Кем же был Иоанн Предтеча? Сын священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида), он родился на полгода раньше Иисуса. В Евангелии от Луки рассказывается о том, как архангел Гавриил явился в храме к бывшему в преклонных годах отцу Захарии, возвестив, что тот станет отцом. И появился на свет у благочестивых супругов сын, названный ими Иоанном. Но по закону парных случаев произошло следующее: мальчику было всего полгода, когда у девы Марии родился Иисус. И тогда царь Ирод приказал уничтожить всех младенцев в возрасте до двух лет. Однако среди тысяч убиенных младенцев, как и Иисус, Иоанн избежал смерти, но погиб Захария, не признавшийся, где искать его жену с сыном, укрывшихся от погони в одной из пещер пустыни, где и вырастила она свое дитя вдали от мира.

Облаченный в рубище из верблюжьего волоса, питаясь саранчой, медом и плодами рожкового дерева, до 30 лет Предтеча провел свою жизнь в пустыне, где непрестанно молился Всевышнему. Но, предчувствуя приход Спасителя, пророк вышел из своего убежища, став «гласом вопиющего в пустыне». Это случилось в тот момент, когда иудеи ожидали Избавителя, поскольк
в их землях господствовали римляне, унижая достоинство евреев. И вот появился странный человек, который не кричал о борьбе с римлянами, но призывал покаяться и измениться, ибо близко царство небесное.

Всем своим существом Иоанн чувствовал приближение Сына Божия. И прорвались слова, что были «мычанием», потому как для общения в пустыне со своими небесными собеседниками ему не требовалось слов человеческих. Теперь же – слова, что сдерживались все эти годы, прорвались, вылившись в речь, от которой в душах людей поселялась благодать.

Так в пустыне появляется источник, чтобы питать оазис в будущие времена. Так родился водопад духовный, поток которого привел Иоанна к Иордану – реке очищающей. С течением Иордана и Иоанн стал Предтечей. Тех, кто каялся, Иоанн окунал в воду и крестил. В иудаизме искони было принято омовение водою, но это было иное очищение, помогающее принять весть о новом мире и желание стать его частью.

В Евангелии от Марка говорится: «Сей есть сын возлюбленный <…>. Вот я посылаю Ангела Моего и станет он как заря».

Пленэрные работы Татьяны Беляковой, Людмилы Беренштейн, Александры и Вячеслава Ильяевых, Германа Непомнящего, Аркадия Острицкого, Анатолия Финкеля, Григория Фирера, Ильи Хинича, Надежды Щетининой воссоздают места, связанные с историей бытия Предтечи на Земле Израиля.

По работам израильских художников можно судить о том, как по весне, словно от глубокой спячки, пробуждается эта Земля, становясь живым ковром, сотканным из библейских трав, нежных полевых цветов и несусветными букетами колючих кактусов. Можно увидеть, как вросшие в каменистую почву распускаются деревца миндаля, какими серебристо-белесыми пучками кажутся цветущие оливы. Пролетит весна, и они станут зелеными круглыми шапочками, разбросанными по разомлевшим от жары холмам и предгорьям. А потом все станет похожим на традиционное представление о пустыне, похожей на песчаную перину для раскаленного солнца… «Великий в очах Гоподних, Иоанн был как заря»… Чем не пленэрное сравнение, характеризующее время суток, когда солнце, поднимаясь на востоке, предвещает день? Или, пройдя по небосклону, уже заходит на западе, вот-вот – и наступит ночь? Восход и закат — мастера неба – меняют светом цвет натурного пейзажа, «подстрекая» израильских художников поймать краски уходящего мгновения.

Холмы Тель-Цубы со времен царя Давида известны как места проживания евреев. Поселение Тель-Цуба не раз упоминается в Библии, связывая Ветхий и Новый Заветы. Это места, с которых открываются виды на предместья Иерусалима. В пещере Эйн-Керем скрывалась Елизавета, пряча свое дитя, которому и была предназначена судьба будущего святого апостола – стать Иоанном-зарею. Но легенды – легендами, а археология – наука упрямая. Так, постройки снаружи пещеры указывают на то, что здесь же находился резервуар для воды для омовения. Вода собиралась из долины и направлялась в пещеру с помощью системы сбора и фильтрации воды. Такого рода устройство позволяло направлять ее на орошение земельных угодий. Более того, археологи обнаружили пролет из 28 ступенек, ведущий к подземному резервуару, в котором археологами было найдено около 250 тысяч черепков от небольших кувшинов для воды, используемой в ритуале крещения.

В жилище Предтечи находится небольшое возвышение, долгие годы служившее Иоанну ложем. На стенах пещеры – изображение святой Елизаветы, матери апостола, и самого Крестителя в малые годы. Кроме того, в пещере имеется изображение Христа и ягненка, неоднозначно намекающее на жертвенного Агнца. С вершин Тель-Цубы можно увидеть и остатки древнего поселения Сатаф, поселок Эвен Сапир (то есть Камень Сапфир на мантии первосвященника в Храме), где находится францисканский монастырь Святого Иоанна в пустыне.

Каждая пять этой земли связана с тем или иным сюжетом из Библии, но это и земля современного Государства Израиль, у которого своя история, в которой стратегическое расположение Тель-Цубы перед въездом в Иерусалим сыграло свою роль. В конце 1947 и начале 1948 гг. разрозненные силы Египетской организации «Братья-мусульмане», высаженные в Цубе, нападали на еврейские колонны на главной дороге из Тель-Авива в Иерусалим. В октябре 1948 года группа ветеранов Пальмаха «Амелим» создала кибуц в 1 км к югу от старой Цубы, они хотели назвать его «Мисгав Пальмах», но комиссия по наименованию поселений рекомендовала сохранить историческое название Цуба, так появился компромиссный вариант «Пальмах Цуба». Так в новом веке земля библейских событий стала ареной боевых действий за создание Государства Израиль.

БИБЛЕЙСКАЯ РЕКА и КРАСКИ ГАЛИЛЕИ

Образ в искусстве сильнее истории. Когда речь заходит о местах, связанных с явлением Христа и его деяниями, то, как правило, перед глазами возникает картина Александра Иванова «Явление Христа народу». Примечательно, что – в отличие от своего брата Сергея Иванова, чьи работы имеются в Церкви Марии Магдалины в Гефсимании, – Александр Иванов в Палестине никогда не был и написал свой шедевр в Италии, изобразив не галилейский, а итальянский пейзаж. Но полотно «Явление Христа народу» без лишних слов обращает нас к событиям и местам, на которых все происходило.

Часть работ коллекции «Палитры Святой Земли» напоминает о красках Галилеи. И это не случайно. С Галилеей связаны места земной жизни Христа – это детство, отрочество, юность Иисуса. Это становление его мировоззрения и осмысление собственной миссии в мире. Это встреча с Предтечей. Это крещение в водах Иордана, которое осуществил Иоанн Креститель. Это обретение учеников-апостолов. Это первые чудеса, сотворенные на побережье израильского Кинерета, который в христианских источниках именуется «Галилейским морем», «Тивериадским озером (морем)», «Геннисаретским озером», иногда просто «озером» или просто «морем». Но каждый, кто едва знаком с библейской географией, знает, что речь идет об «устойчивом образе», характеризующем пресноводное озеро Кинерет, остающееся и поныне самым крупным пресноводным водоемом Израиля.

Но, возвращаясь в пространство библейского летоисчисления, напомним, что в этих местах Иисус провел большую часть своего земного служения. Итак, Капернаум – город на северном берегу Геннисаретского озера. Построенный на перекрестке торговых путей, по словам Иосифа Флавия, в те времена Капернаум был цветущим рыболовецким городом. В Капернауме располагался римский легион. Сохранилось предание о том, что принявший иудаизм сотник этого легиона построил синагогу, в которой позже Иисус читал проповеди, исцелял иудеев. В этих местах рыбачили будущие апостолы Христа – Петр и Андрей Первозванный. Отсюда был призван на апостольство мытарь Матфей. Не случайно в Евангелии Капернаум называют городом «Его деяний». На «палевых офортах» Иосифа Капеляна скупыми штрихами, сухой иглою, как суровой правдой библейского бытия, обозначены очертания современного туристического города и маковки православного монастыря 12-ти апостолов.

Времена изменили этот некогда тихий и уютный уголок, словно предназначенный для уединения и молитв, с причалом на Кинерете, как в Израиле называют Галилейское море. Паломники со всего мира посещают это место. Во дворике монастыря 12-ти апостолов разгуливают павлины, цветут акации, плодоносят оливы, кусты розмарина словно усыпаны россыпью сапфиров из нагрудника первосвященника. Таковы натурные палитры Земли Израилевой, в гамме которой нет места суетливым краскам. Это то состояние бытия природы, которое запечатлено на картине Бориса Котляра.

На рубеже 20–21 веков монастырь был расписан греческим художником. На фоне изображения 12 апостолов всеобщее внимание привлекает икона Иисуса с душой умершей матери на руках… Присутствие этой иконы в храме поразительно по сути, поскольку перед тем, как соединиться с душою своего сына, призвала Мария апостолов, напутствуя идти в разные земли и нести учение своего Сына. Некоторые из них дошли до краев славянских, принеся в них Учение своего Учителя, которое сильно и в наши дни в странах золотой осени, пылающие цвета которой покоряют на полотне Аркадия Лившица, напоминая «об унылой поре очей очарованья», когда взгляд сам собою ловит багрец и золото увядающей листвы.

Иордан – одна из самых легендарных рек Галилеи. В Старом и Новом Завете она упоминается около двухсот раз и несет в себе особую духовную значимость. Согласно истории евреев, иудеи пересекли Иордан при входе в Землю Обетованную. По христианским источникам – у берегов Иордана пророк Илия был взят на небо на огненной колеснице. В Священных книгах рассказывается история военачальника сирийского царя Наамана, который, окунувшись 7 раз в воды Иордана, излечился от недуга. Такова история святой реки до появления Христа. Примечательно, что через 900 лет после этих событий в Иордане во время крещения Иисус был помазан духом Всевышнего также в водах реки Иордан. Иордан – река, повернувшая земной путь Иисуса в русло судьбы небесной.

Со времен библейской истории минули тысячелетия. Сегодня на одном из отрезков Иордана Израильским министерством туризма построен комплекс для паломников, являющийся официальным местом крещения. Здесь люди окунаются в священную воду. Более полумиллиона посетителей ежегодно посещают центр крещения в Галилее. Большая часть этих людей совершает повторное омовение, как осознанное приобщение к христианству. Некоторые проходят крещение впервые. Но для тех и для других – погрузиться в воды Иордана, в которых Иоанн крестил Иисуса, – это исполнение мечты духовной.

Иордан – святая река, чистейшие воды которой ныне переплывет и неопытный пловец, а во времена Предтечи ширина реки равнялась двум километрам. Из дальних и ближних мест Земли Израилевой к Иордану шли на крещение – шли воины, мытари, фарисеи. И вглядывался Иоанн в глаза каждому, чтобы узнать средь великого множества лиц образ Того, для Которого стал Предтечей. И узнал, став свидетелем великого откровения: Бог явил себя в Троице. Святой дух сошел на Иисуса в виде голубя, а голос Отца с небес подтвердил, что крестившийся в Иордане есть Сын Его. И обратился Иоанн к Незнакомцу с такими словами: «Мне ли надобно крестить Тебя? И не Ты ли приходишь ко мне?». И ответил ему Незнакомец: «Оставь теперь, ибо так надобно нам исполнять всякую правду». И исполнил смиренно пророк все предписанное. И отпустил Иоанн своих учеников вслед за Иисусом – с напутствием стать им апостолами Иисуса, сказав: «Ему надобно расти, а мне умаляться». Крещением Христа пророк Иоанн завершил свое пророческое служение, войдя в библейскую историю провозвестником воли Божьей.

На полотне Анны Зарницкой воссоздана эмоциональная притягательность Иордана как реки духовной, чье течение сохранило память о крещении Иисуса и его апостолов. Это эпический гимн, в котором отражены чувства и сознание верующих людей, направленные на приобщение к сути небесной. Но это Иордан наших дней, хотя мотивы людей, решивших принять обряд крещения, перекликаются с легендарными событиями тех дней.
ЛЮБОВЬ ОБИТАЕТ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ

Израиль – репатриантская страна – земля, на которую мы восходим, оставляя у ее подножия обломки прежней жизни, с мечтою раздвинуть границы своей малой родины, но не отрешиться от собственной судьбы… И, хотя не каждому человеку такое по силам, именно так случилось в жизни участников проекта – нынешних носителей культур стран диаспоры и исторической родины. Проект «Палитры Святой Земли» построен на мировоззренческих точках соприкосновения культуры Израиля и Украины, когда зрительные впечатления художников стимулируют их историко-интеллектуальное восприятие мира, питая друг друга.

Работы израильской коллекции объединяет стремление художников найти позитивные акценты во всем – независимо от легенд, преданий и исторических событий, с которыми связаны места, ставшие объектами изображения. Художник любой эпохи ищет в мире гармонию. И хотя не каждому дано подняться на эту высоту, в их произведениях остается порыв священный к совершенству. Аналогичное качество было присуще личности И.И.Бродского, судьбу которого определило эпохальное событие века – 1917 год. Но художник смог быть блестящим как в искусстве до Октябрьского переворота, так и при Советской власти. Его мастерство оказалось выше политики. Так, в годы всеобщего увлечения модернистскими течениями И.И.Бродский, будучи профессором и директором Всероссийской Академии художеств, он выступил последовательным продолжателем традиций И.Е.Репина как опорных в системе высшего профессионального художественного образования в России.

Главный эмоциональный посыл проекта «Палитры Святой Земли» – дань памяти основателю Бердянского художественного музея – Исааку Израилевичу Бродскому – крупнейшему художнику ХХ века, выдающемуся коллекционеру и меценату. Все эти качества в целом и предопределили судьбу коллекции И.И.Бродского – она стала достоянием человечества. Бердянский художественный музей имени И.И.Бродского отмечает свое 90-летие, и Исаак Израилевич Бродский считается его почетным директором.

Известно, что птенцы вырастают и улетают из гнезда, чтобы увидеть новые края, но воспринятые на малой родине великие традиции гуманистического искусства помогли выходцам из стран диаспоры не только воспринять мир исторической родины, но и потребность поделиться своими впечатлениями через цветовые палитры, запечатлевшие пейзажи библейских мест Земли Израиля. Некоторые из участников проекта проживают в Израиле с 1970-х годов, другие – приехали с алиею 1990-х годов. Но всех их объединяет дружественное отношение к миру и стремление нести мир через культуру. Это те духовные качества, которые позволяют быть щедрыми и любить своего зрителя в любой стране мира.

Коллекция «Палитры Святой Земли» – это единый этюдный поток, рожденный от художественного восприятия мира. Подобно тому, как Бердянск был для И.И.Бродского городом, символизирующим духовную цельность, питаемую целебными водами Приазовья, так на полотне Андриана Жудро Средиземное море омывает берега Израиля и дарит людям тепло, силу природы и желание нести свой дар во благо миру.

Израиль – земля реальная и духовно объединяющая мир как Земля Обетованная, хранящая память о библейских событиях. Важно, что независимо от библейской суровости нынешнего бытия на Ближнем Востоке, «любовь обитает на этой земле, а там, где есть любовь, там есть величие и совершенство» (Марк Шагал). Так было и так будет – отныне, присно и во веки веков!

Дата: 31 май

Поделиться в соц. сетях
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •