Песни о жизни и смерти

Ранняя израильская осень – это почти что лето. Чуть короче дни, чуть темнее вечера. Ярче звезды. Подъезды театров и концертных залов выглядят наряднее, оживленнее. Новый сезон у нас понятие весьма условное, но все же некие вехи обозначены. Так, например, Израильский камерный оркестр в который раз начинает все с нуля. Или почти с нуля. С ауфтакта. С тихого обещания все возродить и исправить. После долгих трудностей и поисков.

Вечер открытия концертного сезона этот коллектив сложил из очень качественных и ярких произведений. И ошибки не было, залы были полны на всех концертах. В Кармиэле, Иерусалиме, Тель-Авиве. Аншлаги дали повод для оптимизма. В первую программу 52-го концертного сезона были включены «Песнь песней» Ноама Шерифа для флейты и оркестра и Реквием Моцарта.

… Ариэль Цукерман, музыкальный руководитель Камерного, в цветистом восточном музыкальном сказании лауреата премии Израиля Ноама Шерифа солирует на флейте. «Песнь песней» никак не иллюстрация библейского сюжета, это скорее современная новелла о жизни сердца. Живой пейзаж. Музыка драматичного века – и драматичной страны. Сверкающая паутина, плотная, густая ткань. Эта музыка чувственна и романтична. Оркестр переливается красками, бросает в зал энергичные, энергетические реплики. Флейта экспрессивна, она плывет над струнными и духовыми, как серебряный парус. Оркестр звучит молодо, свежо, целеустремленно. Ариэль Цукерман и солирет, и уверенно ведет за собой оркестр. Я не преувеличиваю, не пытаюсь осыпать комплиментами туманную современную композицию. Многие эпизоды сочинения Ноама поистине красивы, мелодичны. И без всяких скидок доставляют радость меломанам.

… Когда говорят «Реквием», вольно или невольно память подбрасывает картины зимней Вены, плывущие сквозь снежную пелену экипажи, идущего по белому городу человека в черном.

Между тем жизнь была скупа на сказки всегда. Во все времена. Вдова Моцарта, как мы сегодня знаем, продала это произведение минимум пять раз. Деньги ее очень даже волновали. И мифы вокруг «Реквиема» были на пользу ее тяге. Легенды и слухи теперь уже просто неотделимы от этого великого творения. Они будто часть его судьбы. Моцартовская музыка проста, как народный напев, и непостижима, как космос.

Смелость Камерного, решившего исполнить именно грандиозный «Реквием» на первом концерте сезона, оказалась оправданной. Объединенный хор прозвучал вполне культурно и стройно. Оркестровые группы были сбалансированы, не форсировали и не проваливались в звуке. Ощущалось желание играть хорошо. А это всегда дает результат. Пламенем свечи плыли строки органа. И музыка касалась самого глубинного, самого сокровенного. Зал выдохнул только с последними аккордами. И долго, очень благодарно аплодировал. Я не буду тут оценивать молодых солистов, уж слишком по-ученически, прямолинейно они звучали. Им еще надо расти и постигать, но так всегда случается с новенькими… Камерный вернулся. Камерный оркестр вновь в строю. Еще много надо сделать, чтобы не только играть, но и дышать, думать в унисон, но дорога обозначена. Дай нам всем Бог в новом сезоне хорошей музыки и высокого, счастливого труда по ее пониманию. Удачи, Камерный!

Инна Шейхатович

Дата: 23 сентябрь

Поделиться в соц. сетях
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •