Театр «Обнаженная подруга Мухаммеда «

…Это семейная драма. История семейных отношений. Тель-авивский зал смотрел ее с огромным вниманием. Тепло. Понимающе. Хайфский театр показал новый спектакль. Декорации Кинерет Киш — это милый уютный дом на фоне индустриального хайфского пейзажа. Комнаты, книги, магнолии над лавочкой. Фотографии женщин, жены и двух дочерей хозяина. Стена небольшого дома вписана в гордый строй высотных зданий. На сцене четыре актера. Семья… Театр чаще всего обращается к этой теме.

«Гамлет», «Коварство и любовь», «Гроза», «Вишневый сад» и море других великих пьес написаны о семье. На театральных подмостках всегда много говорили о том, как она неисчерпаема. Семья – самая странная и глубокая драма в мире. Ревность, обиды, противоборство поколений и представителей одного поколения, различия в понимании основ жизни, споры, истерики, боль…
Семья – это иногда защита, прибежище в бурю, а подчас и минное поле. Люди строят свою семейную жизнь очень по-разному. И рецептов эталонного, стопроцентного счастья нет. Бьешься в тисках традиций, подчиняешься¸бунтуешь, отвергаешь каноны, возвещаешь прабабушек-прадедушек оракулами – а разочарований все равно почти не миновать. Даже идеализировать не получится. Прописные истины не выведут к свету. Даже любовь не спасает…

Известный пакистанский драматург, лауреат Пулитцеровской премии Аяд Ахтар написал камерную, но острую пьесу. «О ком и о чем», — так она называется. Пьеса – скандал. И – о скандале. Пожар разгорелся в доме уважаемого человека, владельца таксопарка Афзаля (он и его дочери живут в Хайфе, именно туда, в северную столицу, перенес действие переводчик и режиссер спектакля Моше Наор). Семья Афзаля – мусульманская. Старшая дочь, выпускница Гарварда, писательница Зарина¸ все не выходит замуж. А ей уже тридцать три года. И поэтому не может выйти замуж младшая, Махавиш. Мама девушек, любимая жена Афзаля, умерла давно. И отец старается дать дочкам как можно больше любви. Он даже регистрируется на сайте знакомств от имени Зарины. Переписывается с посетителями сайта. И ходит на встречи с потенциальными женихами. Лично решает, стоит ли дочери с ними встречаться.

Кандидатуры отпадают одна за другой. И только Элай проходит «электоральный барьер». Скромный, умный, трудолюбивый, он недавно принял ислам. И отцу девушки это очень по вкусу. Элай держится с папашей девушки ( а Зарину он видел, беседовал с ней, это не простая лотерея, когда выбирают понравившееся фото )… Но безоблачноиу развитию событий мешает то, что Зарина – свободно мыслящая интеллектуалка. Уже несколько лет она пишет книгу. Тема – «Женщины и Коран». Зарина утверждает, что трактовки Корана ограниченны и тенденциозны. Что современные толкователи ограничивают смысл этой книги, что многие сегодня бытующие мерки и постулаты реакционны по своей сути. И что на самом деле Коран предполагает гораздо большую свободу женщин…

В тексте Зарины есть и Айша, любимая женав Мухаммеда, и рассказ о ее любви. И пророк, и Айша предстают на этих страницах просто людьми, умеющими любить, ощущающими богатство и радость жизни. Метафоры священной книги обретают плоть… Зарина принимает предложение Элая, становится его женой. И дает ему прочесть ее книгу. Элай растерян, смущен, не знает, как реагировать.Они ссорятся. Зарина в отчаянии. И книга попадает в руки отца, который возмущен ею до глубины души. Видит в ней порнографию, подрыв основ веры. Столетия прошли, Коран в современном мире звучит и читается иначе, — горячо защищает свой труд и свои убеждения Зарина. Отец отрекается от нее…

В финале все вроде бы образуется: беременная Зарина приходит к отцу. Он смягчается. Младшая сестра (она вышла замуж за того, кто посватался, кого одобрил отец – и несчастна ) находит свою любовь. Мелодия Альберто Шварца завершает хеппи эндовскую сцену хеппи эндом музыкальным. Зрители восторженно аплодируют.

Хорош Ицик Коэн ( Афзаль), вальяжный самодур, семейный диктатор, трепетно и горделиво любящий своих дочек. Книгу Зарины он ворует – как же, надо быть в курсе, что она там пишет…Зятю сует деньги ( «вам они нужны…ты столько не зарабатываешь…»). Что скажут люди – вот в чем его страх. Вот его ночной кошмар. Знакомо до слез…

Альма Диши –Зарина. Ее героиня смелая, сильная. Она преисполнена желанием внести свой вклад в процесс обретения миром человеческого лица.
Михаэль Мошонов — Элай. Воспитанный, спокойный, за свои исламские взгляды никого не убьет. Роль немного статична, формальна – такой и вышла актерская работа… Чуть блеклой также выглядит Ясмин Айюн (Махавиш). Но и тут проблема, некая условная вина в авторской версии. Младшая сестра и Элай только оттеняют главных героев. Драматургического материала для них нет. В самой пьесе Аяда Ахтара есть риторика и пафосность. Но такова ментальность автора. Его стиль и личная интонация.

Скажем так: спектакль получился важный, динамичный, волнующий. Он звучит, как аргумент в пользу великой и неотьемлемой свободы женщины, ее права на счастье и любовь. Читать книгу – любую!- надо с умом. И – никакая , даже самая священная книга не может регламентировать жизнь. Нет, не надо мне сейчас напоминать про уголовный кодекс, речь о другом. И еще. Не стоит убивать за идею. Мир вроде уже это пробовал- и почти согласился с тем, что не стоит.

«О ком и о чем» — спектакль, который должен быть на сцене. И логично, что худрук Хайсфкого театра Моше Наор так верно это ощутил.

Инна Шейхатович

Дата: 6 январь

Поделиться в соц. сетях
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •